
|
Выбрать колокола очень просто. Надо знать лишь несколько принципов: |
|
Качество звучания церковного колокола складывается из следующих основных характеристик: |
1. Частота основного тона церковного колокола - чем ниже звук церковного колокола, тем лучше. Часто бывает так, что колокола разного веса дают одну частоту основного тона. Это наиболее важный параметр, так как оплата идет за килограммы, а имеет значение лишь частота основного тона и другие характеристики звука. |
2. Тембр - церковный колокол должен обладать басовым звучанием, а также большим количеством обертонов (старинные церковные колокола обладали мягким и одновременно мощным звуком, звонким, но мелодичным).
|
3. Громкость и продолжительность звука церковного колокола. - колокол должно быть слышно. Например, предлагаемые в настоящее время так называемые "била" чаще всего слышно не далее чем на территории храма. Есть и подобные колокола.
|
4. Созвучие церковных колоколов между собой и в наборе - на производстве должен быть профессиональный церковный звонарь, который определяет подбор. Причем, не только каждого вновь отлитого набора, но еще и моделей-матриц. Даже если по отдельности колокола звучат хорошо, их неправильным подбором можно все испортить. |
5. Подвеска и настройка церковных колоколов - определение правильного месторасположения колоколов на звоннице и между собой, грамотный монтаж, создание условий для качественного исполнения звонов необходимы не только для крупных наборов, но и для небольших звонниц
|
6. Обучение звонаря - опытный звонарь заставит звучать и плохие колокола, а на хороших церковных колоколах и не очень опытный сыграет хорошо. Но лучше, когда хорошие колокола находятся в руках профессионального звонаря. (Очень часто колокола разбиваются из-за неправильного использования). Если Вы сравните колокола различных производителей, то будете сильно удивлены тем, насколько разное у них звучание! Так, например, колокол 100кг одного производителя может быть равен по основному тону и тембру звука колоколу 80кг другого производителя! А все дело окажется в том, что при изготовлении 80-килограммового колокола использованы традиционная технология и правильная форма. Уверяем Вас - не стоит переплачивать за лишние килограммы. Оценивайте, прежде всего, звучание, а не вес. |
|
Набор колоколов
|
При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы: |
I группа
|
Басовые: Благовестник, Праздничный, Полиелейный, Воскресный, Постовой
|
II группа
|
Средние (подзвонные): теноровые и альтовые
|
III группа
|
Малые (зазвонные)
|
|
Во многих, хотя и не во всех храмах различают следующие большие колокола: |
1- Праздничный
2- Воскресный
3- Полиелейный
4- Простодневный (будничный)
5- Малый (или пятый)
|
Рекомендуемый минимум - 9 колоколов При этом бывает несколько маленьких (зазвонных) колоколов различной величины. На практике хорошо зарекомендовал себя следующий набор колоколов: |
2 басовых (один из которых - благовестник)
3-4 теноровых
3-4 зазвонных
|
Во многом количество колоколов определяется опытом звонаря. Начинающий, например, вряд ли справится с 10-ю колоколами, а опытный звонарь свободно работает с 16-ю и более. При подборе колоколов нужно помнить, что звонница - это монументальный музыкальный инструмент, благозвучие которого определяется широтой звукового диапазона и гармоничностью звучания. |
|